Рисунок2

 В руках таланта, все может служить орудием к прекрасному.

Н. Гоголь

Все, что существует на свете, когда-то было мечтой

К. Сендберг

 


 Рекомендации родителям:

 

  1. Портфолио создается в соответствии с требованиями ФГОС НОО и является системой оценивания достижений выпускника начальной школы с учетом его личностных, метапредметных и предметных результатов.
  2. Портфолио позволяет объединить усилия учителей, обучающихся и их родителей для создания высокой мотивации обучения, перемещая акцент с неудач в сферу успехов.
  3. Портфолио как процесс, строящийся вокруг сбора материалов, дает возможность, использовать индивидуальные методы обучения.
  4. Помните, что портфолио является средством документирования определенных процессов, которые важны для учащегося и являются предметом педагогической поддержки учителя.
  5. В портфолио накапливается различная систематизированная информация о том, какого уровня достиг на данный момент ребенок в изучении основных учебных предметов, какова его социальная активность, особенности личностного развития.
  6. Портфолио является основанием для выбора индивидуальных методик обучения и постановки новых учебных задач на следующей ступени обучения.
  7. ФГОС НОО устанавливает в качестве предмета итоговой оценки «…достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной программы обучения;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающими основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования».
  1. Следовательно, в составе портфолио должны быть две группы материалов, отражающие результаты промежуточных и итоговых результатов.
  2. При этом необходимо обязательно учитывать два показателя       - комплектность и отражение динамики развития.
  3. Содержание портфолио должно позволять учителям, родителям и экспертам сделать выводы:
    • о сформированности у обучающегося образовательных результатов;
    • о сформированности основ умения учиться, наличии способности к самоорганизации с целью постановки учебно-познавательных задач;
    • об индивидуальном прогрессе ребенка в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и регулятивной.
  4. Портфолио является средством документирования и создания различных отчетов по процессу образования обучающегося, позволяющим:
    • увидеть картину значимых образовательных результатов в целом;
    • обеспечить прослеживание индивидуального прогресса;
    • продемонстрировать способности ребенка практически применять приобретенные знания и навыки.
  5. В контексте документирования задача портфолио – учесть комплекс достижений обучающегося, которые он самостоятельно отобрал. Совокупность работ должна демонстрировать объем и глубину знаний по предметам

 

Примеры работ для Портфолио:

 

  1. 1.по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку:
  • диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему;
  • аудиозаписи, «дневники читателя», иллюстрированные авторские работы;
  • материалы их самоанализа и рефлексии.
  1. 2.по математике:
  2. 3.по окружающему миру:
  • математические диктанты; оформленные мини-исследования;
  • записи решения учебно-познавательных и учебно-практических работ;
  • математические модели, аудиозаписи устных ответов, выступлений, сообщений на математические темы;
  • материала самоанализа и рефлексии.
  • дневники наблюдений;
  • оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов;
  • творческие материалы и материалы самоанализа и рефлексии.
  1. 4.по технологии:
  • фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности;
  • аудиозаписи монологических высказываний-описаний;
  • продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии.
  1. 5.по физкультуре:
  • дневники наблюдений, видеозаписи;
  • самостоятельно составленное расписание и режим дня;
  • комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии.
  1. 6.по предметам эстетического цикла:
  • аудиозаписи, фото и видеоизображения исполнительской деятельности;
  • иллюстрации к музыкальным произведениям; иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества;
  • материалы самоанализа и рефлексии.

Примечание:

  • Структура и критерии оценки согласовываются МАОУ лицей №44 г Липецка.
  • Правильное оформление портфолио возможно только при однозначном понимании, что должно оцениваться и как.
  • Учитель выступает координатором:
  1. разрабатывает, обсуждает с родителями и обучающимися критерии самоанализа, самооценки, самоконтроля и общей самостоятельности детей;
  2. организует вместе с родителя и обучающимися обсуждение тех результатов, которые будут демонстрировать достижение необходимого уровня самооценки, самоанализа, самоконтроля для самостоятельного соотнесения их с этими эталонами, для внешнего родительского контроля
  3. содействует созданию условий для составления обучающимся собственного плана деятельности («дорожной карты»), позволяющего ему двигаться к намеченным целям и использовать этот план для различных форм самооценки и самоконтроля.
  4. формирует и поддерживает у обучающихся понимание важности и ценности достижения конкретных результатов в сфере самооценки и самоконтроля.
  • План работы учителя с портфолио обучающихся: объяснять как собирать портфолио и материалы к нему; контролировать работу учащихся; создавать задачи и задания для портфолио и самоанализа; обсуждать уровень достижений обучающихся; поддерживать заинтересованность обучающихся в результатах работы с портфолио; повышать знания обучающихся о способах самоанализа и самооценки, ответственность за реализацию ими плана достижения конкретной цели.

Задачи портфолио в начальных классах

Портфолио первоклассника служит для решения следующих задач:

  • Помочь адаптации первоклассников к требованиям и условиям обучения;
  • Сформировать у ребенка навык самостоятельной оценки соей учебной и внеучебной деятельности;
  • Приучить детей работать самостоятельно с элементами портфолио;
  • Способствовать получению опыта анализа своей деятельности.

Примечание:

  • Материалы первоклассника не оцениваются;
  • Учителю целесообразно сосредоточить внимание на организации регулярной работы обучающихся с заданиями портфолио, и мотивации у них заинтересованности этой работой.

Портфолио второклассника:

  • позволяет акцентировать внимание обучающихся на таких моментах как целеполагание и планирование собственной учебной деятельности;
  • закрепление навыков самооценки, самоанализа своих результатов деятельности;
  • ориентация на овладение технологиями проектной деятельности.

Примечание:

  • В этот период важно приучить детей к систематической работе с таблицами самооценок и поддерживать желание участвовать во внеучебных мероприятиях;
  • Важно начать работу с помощью аудио и видеозаписи.

Портфолио третьеклассника:

  • Рекомендовать учащимся активно использовать портфолио для различных форм работы, самопрезентаций и выступлений;
  • Следует ориентировать обучающихся применять в учебной деятельности ИКТ.

Портфолио ученика четвертого класса:

  • Ученик должен демонстрировать конкретные результаты освоения образовательной программы;
  • Регулярным становится обсуждения содержания портфолио;
  • Уделяется внимание систематизации его содержания.

Примечание:

  • От обучающегося требуется умение оформить и презентовать портфолио
  • Умение выделить свои самые значимые успехи и виды деятельности, сформировать представления о тех стартовых позициях, которые позволят ему успешно действовать на следующей ступени обучения.

 

Литература:

    1. Иванов А. В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012,-128с

Приложение 1

Методические рекомендации по работе с портфолио

1 класс

Структура портфолио первоклассника. Состоит из 5 тематических разделов:

  1. Презентации дошкольных достижений.       Подсказка учителя:
  • Какие результаты будут проверяться
  • Каковы критерии оценки этих результатов;
  • Какие существуют способы достижения положительных результатов;
  • Когда и в какой форме будет проводиться обсуждение работ для формирования портфолио;
  • Формирование разделов портфолио.
  1. Работы и отзывы по предметам
  2. Мои увлечения
  3. Мое творчество
  4. Презентация моих учебных достижений

 

Со второго полугодия вводится:

Демонстрация способностей первоклассника:

Участие в диалоге;

Умение работать в группе;

Общаться;

Презентовать результаты своей деятельности;

Проявлять учебную и бытовую самостоятельность;

Высказывать собственные суждения.

      2 класс

Разделы портфолио:

1. Это – Я

2. Тайник моего портфолио (Работы по предметам и отзывы)

3. Мой личный проект

4. Мое творчество

5. Презентация моих учебных достижений

Примечание: 3 и 4-й классы разделы остаются прежними дополняются подразделы

Кружки и секции, в которых я занимаюсь;

Совместные дела с моим участием;

Копилка моих полезных дел;

Мои олимпиады, конкурсы, соревнования;

Мои репортажи;

Мои экскурсии и поездки;

Мои итоги за год

http://www.zoofirma.ru/
http://www.zoofirma.ru/
счетчик посещений besucherzahler