Научное движение
Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. предполагает формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и религий. При этом приоритет в обучении отдается формированию и развитию универсальных учебных действий, перечень которых в стандартах второго поколения представлен довольно широко. Применительно к чтению это:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах;
- использование различных способов поиска информации и умение ею пользоваться;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою точку зрения и оценку событий.
В данном фрагменте документа сформулированы общие педагогические задачи по обучению младших школьников чтению как социальный заказ государства учителю начальных классов. Их можно перевести на язык компетентностного подхода следующим образом. От начальной школы общество требует сформированных личностных компетенций младших школьников как человека знающего, активного, думающего, критически мыслящего, готового учиться у других и самообучаться. Вторую группу составляют предметные и метапредметные компетенции, связанные с чтением и развитием речи младших школьников. Наконец, третья группа – это регулятивные компетенции, связанные с организацией процесса обучения и самообучения, саморазвития.
Нами предложена другая классификация компетенций, в основу которой положен результат формирования личности младшего школьника как компетентного читателя, конечно, с учетом возрастных психических возможностей детей. Читательская компетентность младших школьников проявляется в потребности в чтении и сформированности читательской самостоятельности, овладении продуктивными способами чтения и качеством чтения, наличии читательского кругозора и литературоведческих представлений. Её формируют три группы компетенций: ценностно-смысловая, учебно-познавательная и информационно-коммуникативная.
При каких педагогических условиях (обстоятельствах, специально созданных учителем) возможно сформировать основы читательской компетентности
у младших школьников?
Принимая во внимание данные положения государственного стандарта, можно сформулировать следующие рекомендации по формированию основ читательской компетентности младших школьников.
Условие 1. Дополнение учебного материала книгами разных типов.
Произведения для детского чтения выбираются с учетом принципов: эстетического единства формы и содержания (ориентация на истинно-художественные произведения); принципа тематической и идейной взаимозаменяемости изучаемых произведений искусства; принципа учета возрастных возможностей детей 6-10 лет (см. программы начального обучения).
Однако при инновационном – компетентностном подходе к обучению чтению следует обязательно рассматривать круг программного чтения литературных произведений из учебной хрестоматии, дополняя его детскими книгами. Для младших школьников тексты в хрестоматии- абстрактный объект изучения и потому достаточно трудный, его освоение всегда происходит под руководством учителя. Детская книга, специализированное издание для определенной возрастной группы читателей, как предмет культуры и искусства изначально интереснее ребенку, т.к. её наглядно-образный ряд вполне соответствует наглядно-образному типу мышления детей первого десятилетия жизни. С книгой ребенок быстро привыкает работать самостоятельно. Причем работать тем же методом, каким пользуется и взрослый читатель - он книгу рассматривает и читает. Таким образом, учебный материал дополняется произведениями детской художественной и научно-познавательной литературы, различными журналами, справочниками, иллюстрациями. Использование отдельных детских книг-коллективок (наборов книг по темам, авторам, жанрам). Это обстоятельство обогащает информационно-развивающую образовательную среду.
Каковы принципы отбора книг для 1-4 классов?
Для первого класса отбор книг осуществляется по принципам актуальной для детей проблематики и доступности произведений читателям с несовершенным навыком чтения. Это книги малообъёмные – 8-16-32 страницы, с крупным шрифтом, большими белыми полями.
Для второго класса отбор книг производится по принципам тематического и жанрового разнообразия.
Для третьего класса отбор детской литературы производится по принципам идейно-художественной значимости произведений и монографическому принципу.
В четвертом классе отбор детской литературы осуществляется по принципу обобщения литературных представлений об основных разделах , направлениях, видах, жанрах, темах и авторах детского чтения.
Календарно-тематическое планирование осуществляется в зависимости от учебно-литературного материала в программе и от начитанности обучающихся. Поочередное чтение хрестоматии и детской книги, связанных по теме или контрастных, побуждает ребенка обращаться к чтению. Организация книжных выставок, связь с библиотеками, проведение библиотечных уроков – также расширяют рамки литературного учебного материала.
Условие 2. Подготовка учителя к формированию основ читательской компетентности младших школьников.
1. При подготовке к урокам литературного чтения учитель проводит литературоведческий и методический анализ текста. Литературоведческий анализ предусматривает: определение специфики текста, осмысления темы, проблемы, идеи, образов, жанра, сюжета, композиции, языка. Методический анализ предусматривает: определение элементов текста, доступных самостоятельному детскому восприятию и вызывающих трудности. Следует наметить какими способами преодолевать трудности понимания образов, эпизодов, кусков текста, как повысить уровень восприятия произведения, провести словарную работу.
2. Структурирование урока: Введение в книгу: знакомство с темой в форме свободного общения, рассматривание обложки и вводных листов книги, определение примерной темы чтения, выявление произведения для чтения по трем ориентирам обложки, описание иллюстрации, предвосхищение содержания. Упражнения, совершенствующие навык чтения, материалом для которых служат произведения для чтения. Настрой на восприятие произведения и подготовка к чтению произведения включают такие виды работ: рассматривание иллюстраций, размышление о названии книги, об авторе, создание проблемных ситуаций, направленных на формирование эмоционального фона урока, предвосхищение содержания, беседа, помогающая представить главный образ произведения.
3. Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия. Обмен впечатлениями, определение уровня восприятия. Разбор самых доступных и интересных детям компонентов произведения. Беседа по первичному восприятию не регламентируется учителем, предполагает свободное высказывание учащихся.
4. Повторное чтение и анализ каждой части. Проводится аналитическая беседа по содержанию и форме произведения, формирование образов, сравнивание эмоций после прочитанного с жизненными ситуациями, словарная работа, создание проблемных ситуаций, рождающих дискуссию, сообщаются дополнительные сведения об авторе и создании произведения.
5. Организация процесса получения обратной связи о глубине усвоения произведения и его воздействие на младшего школьника; создание творческих ситуаций, изображение образов в рисунках, подбор музыкального и художественного материала, созвучного теме произведения и его основной идее, импровизация темы.
В обобщающей беседе делаются выводы об идее произведения, формируется опыт применения полученных представлений в жизненных ситуациях.
Инновационный тип урока литературного чтения - уроки читательской самостоятельности:
1-й класс – «Встреча с книгой» в течение 20-25 минут от урока обучения грамоте в первом полугодии и от урока литературного чтения во втором полугодии;
2-й класс -работа с книгами различной тематики и жанров с целью качественного освоения метода чтения-рассматривания книги;
3-й класс – углубление знаний и развитие читательских умений при
изучении творчества одного автора или жанра литературы; проведение авторских, тематических, жанровых уроков читательской самостоятельности;
4-й класс - изучение типовых литературных тем детского чтения, контроль читательской самостоятельности.
Условие 3. Диагностика и контроль чтения.
3.1. Изучение мотивации чтения:
любите ли вы читать? (да, нет, не очень); зачем вы читаете? (почему вы читаете?)
3.2. Диагностика по критериям и показателям чтения:
а) Мотивационный критерий:
- сформированность потребности в чтении: ставят цели чтения, признают пользу чтения, пересказывают текст полно, выборочно, кратко, выделяют главные ключевые слова, находят обороты речи, формулируют самостоятельно идейный смысл произведения;
- наличие читательской самостоятельности: осознают пользу чтения, называют два и больше мотивов чтения, используют метод чтения-рассматривания книги, пользуются библиотекой, выбирают книги самостоятельно разными способами, составляют рассказ о прочитанной книге, проявляют читательскую самостоятельность в работе с книгой до чтения, в процессе чтения и после прочтения.
б) Деятельностный критерий:
- наличие продуктивных способов чтения: фразовое чтение, словосочетаниями, целыми словами, про себя, поисковым способом по заданной проблеме;
- качество навыка чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность;
- наличие читательских умений в работе с текстом в зависимости от года обучения (заложены в программах).
в) Когнитивный критерий:
-наличие читательского кругозора и литературоведческих представлений: называют фамилии российских и зарубежных писателей (прозаиков и поэтов), знают народные и авторские сказки, различают жанры произведений, называют любимые темы чтения и жанры, читают наизусть произведения по памяти.
Заключение.
Результативность формирования основ читательской компетентности выражается, прежде всего, в активизации читательской деятельности младших школьников.
1. Блок первичного восприятия текста, включает две стадии постижения искусства слова: воссоздание в воображении ребенка образов, адекватных художественному произведению во всей их полноте; с помощью книги глубокое осознание и освоение идейно – эстетической сущности произведения через целостное выразительное чтение текста.
2. Блок стимулирования читательской деятельности по восприятию и анализу произведения включает в себя установку на углубление восприятия, создание и поддержку эмоционального настроя в течение всего урока, рассматривание иллюстраций, работу с портретами авторов и героев произведений, заинтересованность детей сюжетом, художественными приемами, обсуждение непонятных ситуаций, словарных слов и т.д.
3. Блок побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному путем создания проблемных ситуаций, формулирования проблемы и идеи произведения, перечитывания текста.
4. Блок теоретического и художественного обобщения предполагает попытку школьника самостоятельно осмыслить художественное произведение.
Такое деление педагогической работы учителя на блоки позволяет решить следующие задачи:
- развивать умение самостоятельно читать и эмоционально отзываться на прочитанное;
- научить воспринимать содержание текста в его единстве с формой повествования, понимать функциональную связь между ними;
- учить логичному пересказыванию, с употреблением слов текста;
- развивать эмоциональную отзывчивость, поэтический слух, чувство ритма, стиля;
- формировать художественно-эстетический вкус, творческое мышление, умение самостоятельно давать оценку поступкам героев, отстаивать свою позицию, формировать свое особое отношение к событиям текста;
- накапливать читательские знания и умение их применять.
Основы читательской компетентности младших школьников – это действенный интерес учащихся к чтению и литературе, доступной им по содержанию и форме; знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении (что читать? о чем читать?); умение выполнять необходимые читателю действия в работе с детской книгой и произведением с целью формирования читательской самостоятельности, развитие потребности в регулярном чтении, продуктивных способов чтения, читательского кругозора и положительных личностных качеств.
Компетентный читатель потому испытывает потребность в чтении, что ему стали знакомы и освоены им высшие функции чтения: чтение как познание, средство развития речи, мышления, воображения и других качеств личности, как накопление социального и духовно-нравственного опыта; чтение для эстетического удовлетворения и для общения с писателями разных стран и эпох, передающими читателям опыт, накопленный человечеством.
Все эти функции чтения – эстетические, коммуникативные, познавательные, мировоззренческие, развивающие – предъявляет младшим школьникам квалифицированный читатель - учитель. За четыре года обучения вполне возможно вырастить в учебно-воспитательном процессе такого читателя, о котором мечтал замечательный детский писатель С.Я. Маршак.
- Подробности
-
Обновлено: 27 ноября 2016 9:00
-
Просмотров: 4626
Самые читаемые
|